Те, кто обязан проходить военную подготовку, шейх АбдульКадир ибн АбдульАзиз

0
416

Перевод некоторой части книги «Основа подготовки к джихаду» шейха АбдульКадира ибн АбдульАзиза.

Ибн Кудама Ханбали сказал: «Для военных обязательств есть определенные условия и их семь: 1) ислам, 2) совершеннолетие, 3) разум, 4) личная свобода, 5) мужской пол, 6) физическое здоровье, отсутствие увечий, 7) материальная обеспеченность. Дополнительными условиями являются разрешение родителей (благословение) и разрешение кредитора для должника. И в общей сложности условий девять».

От автора: Эти девять условий действительны только тогда, когда джихад фарз кифая, а когда джихад становится фарз айн, то из девяти условий четыре не действительны: 1) личная свобода, 2) мужской пол, 3) разрешение родителей, 4) разрешение кредитора. Поэтому при джихаде фарз айн остаются пять условий: 1) ислам, 2) совершеннолетие, 3) разум, 4) здоровье, 5) материальная обеспеченность. Когда враг нападает на твой дом, то финансовое положение не играет роли (пятое условие) и в итоге остается четыре пункта. Таково положение фарз айн.

Учёными (алимами) известных масхабов установлено следующее.

Ханафиты. Алауддин аль-Кассани сказал: «Если на город напала вражеская сила, то (джихад) становится фарз айн для каждого мусульманина, способного участвовать в нем (по состоянию здоровья). Аллах сказал: «Выходите в легкости и в трудности». Поэтому раб выходит без разрешения хозяина, жена без разрешения мужа, а также разрешается сыну выходить без разрешения родителей».

Шафииты. Ар-Рамали сказал: «И если кафиры ступили на вашу территорию, и расстояние между ними (и вами) в сокращении молитвы, то необходимо жителям защитить свою родину и выходят на борьбу даже тех, кому джихад прежде не был обязательным (бедняк, сын, раб, должник и женщина)». Среди улемов в этом вопросе есть разногласия, например, известный ученый Ибн Хазм не согласился с мнением большинства ученых в вопросе о необходимости брать разрешение у родителей, когда джихад становится фарз айн. Он считает, что не берется разрешение у родителей, кроме той ситуации, когда о них некому позаботиться и если их единственный сын их покинет, то они могут погибнуть. Ибн Хазм (да помилует его Аллах) говорит: «Не разрешается выходить на джихад без разрешения родителей, кроме того случая, когда неверующие нападают на мусульманское общество и (джихад) для всех становится фарз айн. В этом случае каждый должен помочь (муджахидам) и не имеет значения, есть у него разрешение (родителей) или нет. Лишь в крайнем случае, когда оба родителя или один из них могут погибнуть, тогда потребуется их разрешение, ибо их нельзя бросать на произвол судьбы».

От автора: Учеными рассматривается вопрос об участии женщины в джихаде фарз айн. Некоторые ученые считают, что женщина должна участвовать в джихаде везде, где он становится фарз айн. Они постановили это на основании правила фикха, в котором говорится: «Фардуль айн касается всех мусульман, достигших совершеннолетия и здравомыслящих, без различия между мужским и женским полом». Однако я привел выше мнения таких ученых, как Кассани из ханафитского толка и Рамали из шафиитов, считающих, что джихад женщин не подходит под это общее правило. Необходимо знать пояснение, касающееся этого вопроса. В книге «Аль-джихад» в главе «Джихад женщин» Бухари приводит достоверный хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Я попросила разрешения у Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) выйти на джихад, на что он ответил: «Вашим джихадом является совершение большого паломничества». Ибн Хаджар и Ибн Баталь сказали, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) пояснил, что джихад женщинам необязателен, но слова «вашим джихадом является совершение большого паломничества» не означают категорический запрет. В другом риваяте передают со слов Ахмада ибн Ханбаля, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «О, Посланник Аллаха! Обязательно ли женщинам участвовать в джихаде?» Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Джихад без сражения – это большое и малое паломничество». Этот хадис поясняет, что для женщины нет различия между джихадом фард айн и фард кифая. Ученые Ибн Баталь и Ибн Хаджар также не разделили между этими двумя фардами.

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в большинстве случаев джихад был фардуль айн, но до нас не дошли достоверные хадисы, где бы приводилось, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) повелевал женщинам выходить на джихад. Фард айн становится тогда, когда имам повелит всем мусульманам выйти на джихад. Так Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) приказал всем выступить на Табук, указывая на слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле?» Покаяние, аят 38. Как нам известно, обращение: «О те, которые уверовали!»- относится и к мужчинам, и к женщинам, однако женщины в том походе не принимали участия, что доказывают слова Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), которого Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) оставил в Медине во время этого похода: «Ты оставил меня старшим над детьми и женщинами». Таким образом, общее обращение выступать в поход к женщинам не относилось. С другой стороны, хадис, который приводился от Айши (да будет доволен ею Аллах) не относился лично к ней, но в нем подразумевались все женщины.

Джихад становится фарзуль айн, когда вражеская сила нападает на город и все жители вынуждены защищать его. Когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) выступал на битву Хандак («Битва у рва»), Всевышний Аллах сказал: «Вот они напали на вас сверху и снизу…» Аль-Ахзаб, аят 10. И в этой битве женщины также не участвовали, а находились в крепостях и башнях. И (да благословит его Аллах и приветствует бин Кудама Аль-Ханбали сказал: «Если враг нападает, то является обязательным выступать (на джихад) всем, богатым и бедным. Нельзя также выходить к врагу без разрешения амира, за исключением того случая, когда враг нападает внезапно и спросить разрешения нет возможности. Аллах знает лучше. Под словом «все» понимаются все люди, способные сражаться; никому не разрешается остаться дома, кроме того, кто хочет защитить свой дом, свою семью и своё имущество». Слова Ибн Кудамы о защите дома и семьи означают, что женщины не вступают в сражение, если неверующие напали на город. Также считает Ибн Таймийя: «Если напали на мусульманский город, а защитников его меньше, чем половина нападающих, и если они отступят (по этой причине), то враги могут завладеть женщинами. Подобные сражения являются оборонительными, а не наступательными, и ни в коем случае нельзя покидать место такого сражения». Эти слова Ибн Таймийи указывают на то, что нет необходимости женщинам вступать в бой даже там, где джихад фарзуль айн.

Исходя из вышеизложенного я считаю, что необязательно женщинам участвовать в джихаде фарзуль айн, кроме единственного случая – когда враг напал на город и добрался до домов и до женщин. Тогда женщине необходимо сражаться с ними с целью защиты себя и тех, кто находится рядом с ней.

У Муслима приводится хадис от Анаса (да будет доволен им Аллах): «В день Хунейна Умм Сулайма носила с собой кинжал и увидел это Абу Тальха и сказал Посланнику): «О Посланник Аллаха! У Умм Сулеймы есть кинжал». Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у Умм Сулеймы: «Что это за кинжал?». Она ответила: «Я взяла его с намерением, что если кто-нибудь из мушриков приблизится ко мне, я распорю ему живот». И Посланник засмеялся». Также является примером то, что сделала София бинт Абдаль Мутталиб в битве Ханда.

Женщинам джихад становится обязательным только в определённых местах, а также она не может выйти в поход по своему желанию, только с разрешения амира. У Муслима приводится хадис от Анаса (да будет доволен им Аллах) : «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был в сражениях вместе с Умм Сулеймой и с женщинами из ансаров, которые носили воду и оказывали первую помощь раненым». Такой же хадис приводится от Ибн Аббаса. Богословы установили, что женщина престарелая может выйти (на джихад), а молодой и красивой женщине это запрещено. Ибн Кудама передал от Аль Харки: «И не присоединяются к мусульманам женщины против вражеской силы, кроме как по (собственному) желанию и престарелая с целью носить воду или оказывать помощь больным, как это дозволял Посланник (да благословит его Аллах и приветствует)».

Вывод: если в определённых случаях джихад становится фарз айн для женщин, то также является фарзуль айн подготовка к этому – тренировка с теми видами оружия, которыми она сможет защитить себя, и тренировать её должны муж, родственник, которому запрещено жениться на ней или другая женщина. В действительности по поводу тренировки нет доказательств, но мы выводим это из того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) позволил Умм Сулейме использовать кинжал с целью защиты от врага. И если женщине разрешается использовать оружие, то тренировки с ним также становится обязательным (ваджиб). Ибо обязательное (ваджиб) остаётся таковым до тех пор, пока это обязательное не будет выполнено. А Аллах знает лучше.

Что касается возраста прохождения обязательной военной подготовки – это возраст совершеннолетия (по шариату). Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Перо поднято от троих: от несовершеннолетнего, пока (он) не станет зрелым; от спящего, пока (он) не проснётся; от умалишённого, пока не возвратится к нему разум». Совершеннолетие можно установить по полюции, появлению волос на лобке или с наступлением соответствующего возраста. О полюции и о появлении волос юноша должен рассказать своим родителям. Доказательством этому аргументу служит хадис от Атията Карази (да будет доволен им Аллах), который рассказал: «Нас показали Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) в день Бану Курайза и он повелел убивать тех, у кого появились волосы и освобождать тех, у кого их нет. Я был из тех, у кого не было волос и меня освободили». Возраст достижения совершеннолетия 15 лет и все кто достиг этого возраста являются совершеннолетними, независимо от того появились у него другие признаки или нет. Приводится хадис от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «В день битвы при Ухуде я просился у Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) на битву и мне тогда было 14 лет, но он не дал мне разрешения. Затем в день битвы «у Рва» я вновь просил разрешения выйти на сражение, в это время мне было уже 15 лет и он разрешил мне». Также Нафии сказал со слов Ибн Умара: «Я прибыл к Умару ибн Абдаль Азизу, когда он был халифом и рассказал ему этот хадис и он сказал: «Это граница между младшим и старшим (несовершеннолетним и совершеннолетним) и написал своим служащим, чтобы воинская обязанность вменялась тому, кто достиг 15 лет, а те, кто не достиг 15-ти лет, оставались в своих семьях». Имам Ан-Навави написал в главе «Пояснение совершеннолетия»: «Этот возраст делает человека одним из бойцов (муджахидов) и даёт ему права взрослого мужчины в военных делах, а также во всех остальных делах». Кроме того, имам Ан-Навави обосновал слова Ибн Умара о досижении совершеннолетия в 15 лет. Ученые шафиитского мазхаба Авзан, Ибн Вахб, Ахмад и другие установили: «При достижении возраста 15-ти лет человек считается совершеннолетним, даже если у него не было поллюции. Для него становится обязанностью ибадат и тому подобное. Он получает долю в трофеях как мужчина и его убивают, если он окажется среди сражающихся». Слова «мне разрешили» из хадиса означают, что на Ибн Умара распространили права сражающихся мужчин. В возрасте 15-ти лет становится обязательным фарзуль айн, в том числе участие в джихаде и военная подготовка.

В книге шейха Абу Бакра Джазаири «Минхаджуль муслим» сказано: «Обязательно участие в военной службе с 18 лет», но неясно, на какие доказательства опирался этот автор, устанавливая этот возраст. Аллах знает лучше.

Указанный нами возраст совершеннолетия подтвердил имам АбдАль-Бар, написавший в своей книге: «Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил сражаться в день битвы при Ухуде Самиру ибн Джундубу Аль Раззари и Рафи ибн Хадиджу. Каждому из них было по 15 лет и Рафиу был лучником. В тот день Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил обратно Абдуллу ибн Умара, Зайда ибн Сабита, Усаму ибн Зайда, Арабата ибн Авса, Зайда ибн Аркама, Абу Саида Аль-Худри. Через год в день Хандака Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) всем им разрешил сражаться». Из слов Абд Аль-Бара следует, что сподвижник Рафии ибн Хадидж сражался в 15 лет в качестве лучника – то есть к этому возрасту он уже овладел искусством стрельбы и тренировался до достижения совершеннолетия. Так поступали и остальные сподвижники, чтобы по достижению совершеннолетия их включили в ряды сражающихся.

Вывод. Обязательно проходить военную подготовку каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, здравомыслящему и здоровому, не имеющему серьезных физических изъянов и болезней, препятствующих ему выполнить эту обязанность. Невозможно пройти военную подготовку, не имея на это финансовых средств. Таким образом, военная подготовка является фарзуль айн для каждого мусульманина, но порядок её прохождения зависит от следующих условий: мужчина это или женщина, есть ли на это разрешение родителей, разрешение кредитора должнику. Вопрос о джихаде женщин мы рассматривали выше. Известно, что мусульманская община – это старательная община и единственная из общин, на которую возложено распространение своей религии среди всего человечества. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из пророков отправлялся к своему народу, лишь я послан ко всему человечеству». Также Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне повелено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха и Мухаммад является Посланником Аллаха». Ибо Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам». Ас-Сафф, аят 9.

Изучаемая нами тема затрагивает вопрос о свободе мусульманского общества, уровень которой понижался из века в век, дело становилась все серьезнее и сейчас нам уже не до шуток! В старину дело военной подготовки было легким для каждого мусульманина, потому что оружие было доступным и простым в обращении. Но по мере развития вооружений, с изобретением пороха и разделением легкого и тяжелого оружия несправедливое тираническое правительство ограничило распространение оружия и военного обучения из страха, что не сможет контролировать вооруженный народ. Государство стало опираться на определенную группу вооруженных людей, которая поддерживала их несправедливые законы – это и есть армия. И народ ныне лишен военного дела и унижен малочисленной вооруженной группой. Чтобы народ не осознал истинных причин и масштабов своего унижения, жестокое правительство опутало общество всем отвлекающим его от действительного состояния дел: люди борются друг с другом за выживание, за кусок хлеба, их развлекают театрами, кинофильмами, концертами, футбольными матчами и спортивными соревнованиями, выдумками журналистов, которые ведут агитацию каких-то партий, организуют выборы в парламент и тому подобное. Всё это лишь шарлатанские и сатанинские приёмы с целью обмануть народ. Чтобы провалить эту лживую политику и дьявольскую идеологию, каждому мусульманину необходимо прежде всего воспользоваться удобным случаем и пройти военную подготовку. Ибо сказал Всевышний Аллах в суре Перенесение ночью, аят 19: «А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены». Если же мусульманин не стремится к этому, то есть не готовит свою мощь для джихада, то это является одним из признаков его лицемерия. Аллах сказал: «Если бы они желали выступить в поход, то приготовились бы к этому. Однако Аллах не пожелал, чтобы они отправились в поход, и задержал их. Им было сказано: «Отсиживайтесь вместе с теми, кто остался отсиживаться». Покаяние, аят 46. Поэтому долг каждого мусульманина – проявить максимальное усердие, чтобы пройти военную подготовку, опираясь на приказ Всевышнего Аллаха: «Приготовьте против них сколько можете силы…» Добыча, аят 60. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из того, что я повелел вам, выполняйте то, что в ваших силах». И необходимо мусульманам помогать друг другу, чтобы выполнить эту обязанность шариата. Ведь Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности…» Трапеза, аят 2. Оказывая друг другу помощь, мусульмане с легкостью пройдут военную подготовку и выйдут на поле джихада. Они должны поддерживать друг друга материально, смотреть за семьями ушедших на джихад и делать подобное этому. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто снарядил бойца, тот совершил поход, и кто заменил бойца в его семье, тот совершил поход». Также Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто не участвовал в походе и не снарядил бойца, и не заменил бойца в его семье добротой, на того Аллах нашлет беду до Судного дня». Наконец, минимальным уровнем военной подготовки является физическая подготовка, и если отсутствует оружие, но есть правильное намерение, то и это поможет, ИншаАллах. Ведь физические упражнения – это основа любой военной подготовки и такие занятие доступны всем, даже в маленькой комнате с помощью легких тренажеров. Пусть никто не относится к этому небрежно!

Хукм 4. «Обладатели оправдания» в шариате

Здесь имеются в виду мусульмане, не исполняющие военную обязанность на основе законного оправдания. Мы говорили, что военная подготовка обязательна для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия, обладающего разумом, здоровьем, финансами, необходима для мужчины и женщины. Каковы же принятые шариатом оправдания, освобождающие от военной подготовки?

Это может быть физическая неполноценность: слепота, хромота, тяжелая болезнь. Также оправдывает и отсутствие финансов. По поводу этих оправданий приводятся следующие аяты:

«Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее». Ан-Ниса, аят 95.

«Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования». Ат-Тауба, аяты 91-92.

«Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного и для вас самих, если вы будете есть в ваших домах…» Ан-Нур, аят 61.

По поводу аята из суры Ан-Нур есть разногласие: касается он только питания или указывает и на категорию освобожденных от военной службы? Ибн Кудама Аль Ханбали сослался на этот аят, перечисляя людей, имеющих оправдания от военной службы: «Что касается здорового от болезней, то имеется ввиду не слепой, не хромой и не больной, и этот является условием, ибо Аллах сказал: «Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного…», потому что эти причины освобождают мусульманина от джихада. Что касается слепого, то понятно, что он не сможет вести джихад, хромому будет трудно ходить или ездить верхом, то же относится и к больному хронической болезнью. Если же мусульманин в состоянии ходить и ездить верхом, то он не освобождается от джихада, потому что в этом случае он подобен одноглазому. Также освобождается от джихада тот человек, который болеет сильными болезнями. Если же болезнь будет легкой, вроде головной или зубной боли, то это не может служить причиной освобождения от джихада, ибо такой человек подобен одноглазому».

Что касается финансовых средств, то их наличие или отсутствие также является условием, на что указывают слова Аллаха: «Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником». Ат-Тауба, аяты 91-92. Потому что муджахид не может сражаться без оружия и должен его приобрести. Если расстояние до места сражения будет большим, то необходимо муджахиду иметь багаж и сокращать молитву, а также оставить средства своей семье на срок своего отсутствия. Ибо Аллах сказал: «Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования». Ат-Тауба, аяты 91-92.

От автора: Сказал Ибн Кудама, что к числу освобожденных от военной подготовки относится дряхлый старик, ибо Аллах сказал: «Нет греха на немощных…», а он является одним из них.

 

Неоправданные в шариате. Из отсиживающихся от джихада лишь немногие получают шариатские оправдания, которые мы перечислили. Оправдания остальных Аллах посчитал недействительными и опроверг их: «Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей».» Ат-Тауба, аят 24. Некоторые ученые считают этот аят оправдывающим восьмерых, а я именую этот аят опровергающим оправдания восьмерых. Всевышний Аллах не принял перечисленные восемь оправданий и назвал таких людей нечестивыми (фасик) и наказал их заблуждением. Ведь Господь наш сказал: «Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей» и также сказал: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца». И Всевышний Аллах обещал им наказание и кару: «ждите, пока Аллах не придет со Своим велением». По этому поводу Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы последуете за торговлей и ухватитесь за хвосты своих коров и станете довольны посевами и оставите джихад, то Аллах сделает так, чтобы унижение правило вами и Он не снимет его до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии». Это предопределенное наказание, которое настигнет каждого отсиживающегося от джихада, который предпочел собственные интересы выполнению приказа Аллаха, и наказание это состоит в том, Аллах накажет раба тем, что он предпочел. Сказал Всевышний Аллах: «Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах желает только наказать их детьми и имуществом в мирской жизни, дабы они расстались со своими душами неверующими» Покаяние, аят 55. Не являются оправданием желание остаться со своей семьей, боязнь за свое имущество и торговлю, за должность и учебу, ибо Аллах назвал их недействительными. Также обязанностью мусульман является поддержка друг друга, и когда кто-то выступает в поход или направляется на военную подготовку, то остающимся необходимо заменить его, делая благое его семье и заботясь о ней. Как сказал Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах): «Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) отправил к Бану Лахьян группу и сказал: «Пусть оправляется один мужчина из двоих и воздаяние будет между вами», затем сказал остающимся: «Любой из вас, кто заменит того, кто вышел на джихад благом в его семье и в его имуществе, будет ему воздаяние, равное половине воздаяния того, кто вышел».

К недействительным оправданиям относится то, о чем сказал Всевышний Аллах: «Оставшиеся позади (не принявшие участие в походе на Табук) радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно сражаться своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: «Не отправляйтесь в поход в такую жару». Скажи: «Огонь Геенны еще жарче!» Если бы они только понимали!». Покаяние, аят 81. Поэтому не является оправданием жаркая погода или сильный холод.

Недействительным оправданием являются и слова: «Совершать джихад собрались люди с различными характерами, воспитанием и различным знанием шариата, поэтому вместе с такими нельзя работать!». Это является одним из очень расспостранённых оправданий! Оправдывающимся этим нужно сказать: «Даже если амир и его последователи являются грешниками, зато они сражаются против неверных. По шариату является ваджибом действовать вместе с такими и помогать им, ибо такова основа установлений ахли сунна валь джамаа. Ибн Таймийя сказал по этому вопросу: «Основа ахли сунна валь джамаа – сражаться вместе с грешником и набожным, и поистине Аллах укрепляет свою религию посредством грешного человека и через людей, у которых нет доли в ахирате, как это разъяснил Посланник (да благословит его Аллах и приветствует)». Если мы не станем вести борьбу под руководством грешных амиров или вместе с войском, в котором большинство грешников, то придется нам присоединиться к другим людям, которые принесут больший вред в религии и в мирской жизни. Если же мы сражаемся вместе с грешным амиром, то этим мы останавливаем вышеуказанные два греха и получаем возможность установить если не весь шариат, то большую часть исламских законов. В таких условиях поступать подобным образом является ваджибом. Большинство походов, совершенных в период после праведных халифов, были именно такого рода.

Вместе с Посланником (да благословит его Аллах и приветствует) в походах участвовали лицемеры и никто из сподвижников не говорил: «Мы не будем сражаться вместе с Посланником (да благословит его Аллах и приветствует) из-за того, что вместе с ним выходят лицемеры». Зато среди лицемеров были такие, которые говорили: «Когда мы вернемся в Медину, то могущественные среди нас непременно изгонят оттуда униженных» Лицемеры, аят 8. Были среди них и такие, которые говорили во время битвы у Рва: «Наши дома остались беззащитны», аят 13. Среди лицемеров были и насмехавшиеся над учеными сподвижниками в походе на Табук, когда Аллах ниспослал аят: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись» Покаяние, аят 65. Позднее Омейядские правители откладывали обязательные молитвы и никто из ученых не сказал, что нельзя с ними выходить в поход. Таких примеров можно привести много.

 

Воздаяние обладателям шариатского оправдания. Если кто-либо имеет искреннее намерение участвовать в джихаде или пройти военную подготовку, но он не может дойти до поля джихада по причинам, признанным в шариате законными, или же по причине принуждения и заточения в тюрьму, то по воле Аллаха, их воздаяние полное. Когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) возвращался из похода на Табук, он рассказал нам о воздаянии таких людей: «В Медине остались люди, воздаяние которых вместе с вами, какую бы долину вы не пересекали и какой шаг бы вы не сделали». Его спросили (сподвижники): «И они в Медине?». Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, но их задержало оправдание». Ибн Хаджар пояснил по этому хадису: «Под оправданием подразумеваются, например, болезни, препятствующие выйти в поход». У Муслима приводится похожий хадис со словами «Они задержались из-за болезни». Таким образом, человек получает полноценное воздаяние по своему намерению, если его действию препятствовала серьезная причина. Указанный хадис перекликается с другим хадисом, когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто искренне просил у Аллаха шахадат на Его Пути, тому Аллах даст степень шахида, даже если он умрет в своей постели». Оба эти хадиса указывают на необходимость искренности в намерении и действительных препятствий для его осуществления. В этом случае человек получает воздаяние по милости Аллаха и по Его превосходству. В пояснении хадиса об оправдании Куртуби установил: «Имеется в виду, что обладатель оправдания получает воздаяние воина» и сказал: «Вероятно, воздаяние их будет одинаковым». Ибо воздаяние Аллаха обширно и получает его тот, кто заслуживает, получает за искреннее намерение, даже если не смог его осуществить. Другие ученые полагают, что обладатель оправдания получает (полное) воздаяние, но воин стоит выше и получает воздаяние вдвойне.

От автора: От Ибн Аббаса приводится хадис в доказательство того, что воздаяние воина удваивается, а воздаяние оправданного нет: «Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто намерился совершить благое дело, тому Аллах записал полноценное вознаграждение, а кто с этим намерением совершил благое дело, тому Аллах записал от десяти до семисот воздаяний и более». Полнота воздаяния оправданных подтверждается указанным выше хадисом «воздаяние которых вместе с вами», несмотря на то, что их участие в сражении не сравнимо с действиями воинов. А одинаковость воздаяния сражавшихся и оправданных подтверждается также хадисом Абу Набша Аль Ансари (да будет доволен им Аллах): «Поистине, этот мир принадлежит четверым: раб, которого Аллах одарил имуществом и знанием и он в этом проявляет благодарность, поддерживает родственные связи и знает свои права; раб, раб, которому Аллах даровал знание, но не даровал имущество и он с искренним намерением говорит: «Если бы у меня было имущество, то я поступил бы как тот человек» и их намерение и воздаяние одинаковы…».

 

Условия искупления греха и приобретения воздаяния

Всевышний Аллах сказал: «Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования» Ат-Тауба, аяты 91-92. Прощение греха обладателей оправданий состоится на двух условиях, названных Аллахом: 1) искренность – «если они искренни перед Аллахом и Его Посланником»; 2) добродеяние – «Нет оснований укорять творящих добро». Ибн Кассир сказал: «И нет на них греха, если они оставались (на законных основаниях) и были искренни в своем намерении (совершить джихад) и не злословили, не останавливали других (в пути Аллаха) и были благочестивыми». По поводу слов «если они искренни перед Аллахом и Его Посланником» Куртуби сказал: «Это означает то, что узнав истину, они полюбят тех, кого любит Аллах и станут ненавистны Его врагам». Затем он сказал: «Ученые считают, что искренность к Аллаху состоит в искреннем убеждении в Его Единстве, в описании Его описанием Божества, очищении Его от несовершенства, стремлении к Его довольству и удалении от Его гнева. Проявлениями искренности является искренность к Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), подтверждение его пророческой миссии, беспрекословное подчинение Посланнику в приказах и запретах, любовь к тем, кто любит его и вражда к тем, кто враждует с ним, любовь к его семье, его сунне, оживление сунны Посланника после его смерти и призыв к приобретению хорошей нравственности». Обещанное Аллахом оправдание связано с определенными обязанностями, которые должен исполнять мусульманин, физически или материально неспособный к джихаду.

1. Искреннее намерение, которое прочно связывает душу мусульманина с джихадом несмотря на то, что он не в состоянии действовать. О таком состоянии души говорит Аллах: «Они вернулись с глазами, полными слез». Если получивший формальное оправдание для того, чтобы не участвовать в походах, не будет хотя бы вести речи о джихаде, то пусть он опасается приобрести качества лицемера. Ибо сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто умер, не приняв участия в военных походах и не ведя речи о джихаде, тот умер, приобретя качества лицемера». Намерение – это деяние сердца. Для правильного деяния необходимо, чтобы его упредило достоверное знание. Под знанием же подразумевается то, чтобы осознавать причины, по которым муджахиды ведут джихад. Споры об этом не устанавливают истину и не основаны на первостепенных проблемах права и справедливости.

2. Мольба – самая большая помощь оправданных своим братьям-муджахидам. Они должны молиться за муджахидов, просить у Аллаха помощи им и просить, чтобы Он унизил своих и наших врагов. Сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Вам будет дарован ваш удел только через ваши слабости». (Аль Бухари). Ан-Насаи приводит хадис с достоверным иснадом от Мусаба ибн Саада ибн Аби Ваккаса (да будет доволен им Аллах) ____________ «Поистине, Аллах поможет этой умме через слабость людей, по причине их мольбы, прошений, молитв и из-за их искренности».

3. Пожертвование на пути Аллаха. Состоятельным людям необходимо совершать джихад своим имуществом, снаряжая муджахидов и оказывая им материальную помощь оружием и провизией, заботиться о семьях сражающихся муджахидов, шахидов и тех, кто находится в заточении. Сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Того, кто не принимал участия в военных походах, и не снарядил в поход (никого) из участников походов, и не заботился о членах их семей, Аллах поразит бедствием еще до наступления Дня воскресения» (приводится у Абу Дауда с достоверным иснадом). А в другом хадисе высказано предупреждение тому, кто отсиживается во время джихада на законных основаниях, что если он имеет имущество, то обязан снарядить бойцов и заботиться о членах их семей и только тогда ему будет воздаяние. И сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто снарядил бойца на пути Аллаха, тот участвовал в походе и кто заменил бойца в его семье благом, тот участвовал в походе». Ибн Каджар сказал о джихаде фарзуль айн: «Борьба против неверующих бывает разных видов и любой из них является фарзуль айн. Каждый мусульманин обязан вести борьбу своими руками, или языком, или имуществом, или же сердцем. Аллах знает лучше».

4. Вести пропаганду джихада. Обязанностью оправданных является разъяснять людям истину и прославлять борьбу муджахидов, призывать к помощи мусульманам и опровергать ложь идолопоклонников, порицать их ужасные преступления против мусульман и разоблачать дьявольские планы неверных, рассчитанные на то, чтобы отвратить мусульман от их религии. Делается ли это в большинстве мусульманских стран? Такую агитацию может вести каждый мусульманин. Больные и бедные из числа оправданных в состоянии совершать джихад своим языком, о чем сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Сражайтесь с многобожниками своим имуществом, своими душами и своим языком». Хасан ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) был одним из поэтов Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), высмеивал идолопоклонников и порицал их по приказу Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал ему: «О, Хасан! Ты отвечаешь за Посланника. О, Аллах! Поддержи его святым духом!».

5. Побуждать верующих на джихад. Оправданным мусульманам необходимо побуждать верующих на битву. Аллах сказал: «Сражайся на пути Аллаха, ведь ты несешь ответственность только за себя самого, и побуждай верующих» Ан-Ниса, аят 84. Также Аллах сказал: «О, Пророк! Вдохновляй верующих на сражение» Аль-Анфаль, аят 65. Обязанностью того, кто не может участвовать в походах, является побуждение верующих на джихад и каждый мусульманин должен призывать к джихаду против многобожников. В настоящее время все мы должны следовать за этими аятами, ибо в этом есть большое вознаграждение от Аллаха. Сказал об этом Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто указал кому-то на благое, то он получит воздаяние, равное воздаянию того, кто это совершил».

6. Наставление мусульманам и муджахидам. Это можно совершать различными путями и нет им предела. Вот лишь некоторые из них: предостерегать муджахидов об ухищрениях и планах кафиров, мушриков и их приспешников. Аллах сказал: «С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О Муса (Моисей)! Знать договаривается о том, чтобы убить тебя. Уходи! Воистину, я даю тебе добрый совет» Аль-Касас, аят 20. В этом аяте разъясняется, что необходимо предостерегать верующих от ухищрений против них. В наставление также входит предоставление муджахидам укрытия от врагов и приложение всех усилий для помощи в этом. Нужно снабжать муджахидов всем, что может быть им полезно в борьбе (новостями, сведениями, сохранением их секретов). Шейхуль ислам ибн Таймийя сказал по поводу ведения борьбы с вероотступниками: «Каждому мусульманину необходимо вести с ними борьбу по мере возможности и не разрешается скрывать информацию, которой он располагает о них. То есть нужно раскрыть вероотступника и сообщить о нем мусульманам, чтобы они знали истину. А также никому не разрешается помогать вероотступникам, оставаться в их армии и служить им. Никому не разрешается умалчивать о приказе Всевышнего Аллаха и Его Посланника выступать против вероотступников и нельзя останавливать того человека, который противостоит им». Это самый большой раздел (шариата) – призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, вести джихад на пути Аллаха, ибо Аллах сказал своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним» Ат-Тауба, аят 73.

7. Унижать и порицать идолопоклонников. Если верующие живут смешанно среди мушриков и имеют для этого законные причины, то им необходимо порицать многобожников и сражаться с ними при любой возможности, потому что они вредят мусульманам. Таким образом поступал Наим ибн Масуд с ахзабами (скоплениями, сонмами) мушриков и с евреями Бану Курайза в день Хандака, и так это сделал верующий из семьи Фараона. Об этом сказал Аллах: «Верующий муж из рода Фараона, скрывавший свою веру, сказал: «Неужели вы убьете мужа за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”?» Гафир, аят 28. Унижение мушриков означает не оказывать им помощи против мусульман, ибо такое содействие неверным приводит в куфр. Сказал Всевышний Аллах: «Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» Аль-Маида, аят 51.

Из вышеизложенного очевидны многочисленные разновидности помощи джихаду от обладателей оправдания, и все они могут принести большую пользу. Это мольба за муджахидов, агитация за их программу, побуждение верующих к сражению, наставление мусульманам, унижение многобожников. Всё это является ваджибом для каждого из обладателей оправдания, по мере его возможностей. Таковы указанные Аллахом условия снятия этого греха, ибо Аллах сказал: «если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро» Ат-Тауба, аят 91.

 

Хукм 5. Пожертвования на пути Аллаха

 

Мы уже разъясняли важность джихада (имуществом). Из числа обладателей оправдания есть те, с кого спадает обязанность делать пожертвования на пути Аллаха. О них сказал Аллах: «Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования» Ат-Тауба, аяты 91-92. Таким образом, отсутствие средств освобождает от джихада. Но здесь имеется ввиду и то, что если состоятельные люди не будут жертвовать имущество на пути Аллаха, снаряжая тех муджахидов, которые не имеют средств для участия в джихаде, то это означает, что они перекрывают неимущим путь Аллаха и этим укрепляют закон неверных. Не давать имущество верующим людям на джихад – это один из признаков лицемерия. Аллах сказал: «Именно они говорят: «Не жертвуйте в пользу тех, кто возле Посланника Аллаха, пока они не покинут его». Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но лицемеры не понимают этого» Аль-Мунафикун, аят 7. И в этом сокрыта глубокая мудрость, ибо есть десять аятов о джихаде имуществом, где джихад имуществом стоит прежде джихада своей душой, кроме одного аята в суре Ат-Тауба. Мы перечислим эти аяты:

В суре Ан-Ниса, аят 95: «Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее…»

В суре Аль-Анфаль, аят 72: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха…»

В суре Ат-Тауба, аят 20: «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Аллахом. Они являются преуспевшими.»

В суре Ат-Тауба, аят 41: «Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.»

В суре Ат-Тауба, аят 44: «Те, которые веруют в Аллаха и в Последний день, не спрашивают у тебя дозволения на то, чтобы сражаться своим имуществом и своими душами. Аллах знает богобоязненных.»

В суре Ат-Тауба, аят 81: «Оставшиеся позади (не принявшиеся участие в походе на Табук) радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно сражаться своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: «Не отправляйтесь в поход в такую жару». Скажи: «Огонь Геенны еще жарче!» Если бы они только понимали!»

В суре Ат-Тауба, аят 88: «Однако Посланник и те, которые уверовали вместе с ним, сражались своим имуществом и своими душами. Им уготованы блага. Именно они являются преуспевшими.»

В суре Аль-Худжрат, аят 15: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми.»

В суре Аль-Хадид, аят 10: «Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли. Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете.»

В суре Ас-Сафф, аят 11: «Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.»

Единственный аят, в котором джихад души стоит прежде джихада имуществом, находится в суре Ат-Тауба, аят 111: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние». То, что в большинстве аятов «имущество» поставлено прежде, чем «душа», не означает, что имущество важнее жизни. Напротив, совершать джихад, отдавая свою душу важнее, чем джихад имуществом. Однако джихад нуждается в материальном обеспечении и финансовой поддержке и не может осуществиться без этого. Необходимо расходовать на пути Аллаха и снаряжать войско, поэтому джихад душой не состоится без пожертвования имущества. А аят «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай» указывает на заключение сделки с Аллахом. Всевышний Аллах приготовил для раба своего драгоценный товар – рай. Для приобретения этого товара раб должен отдать самое ценное, что у него есть – душу, поэтому в этом аяте душа стоит выше имущества. И, поистине, Всевышний Аллах является хозяином всего сотворенного и всех наших душ. Но, несмотря на это, Аллах заключил договор с верующими о покупке их душ в обмен на рай. Исходя из вышеизложенного, я говорю, что в большинстве аятов имущество выдвигается впереди души потому, что джихад душой не осуществляется сам по себе, а исполняется после пожертвования имущества. То, что душа жертвуется после имущества, означает, что джихад душой важнее джихада имуществом. Известно, что душа стоит прежде имущества в пяти пунктах первой необходимости шариата: религия, кровь, честь, имущество, разум.

По вопросу о преимуществе джихада душой над джихадом имуществом выдающийся ученый шейх Шанкати написал в тафсире «Адвауль Баян» в толковании аята суры Ас-Сафф «…и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами»: «В этом священном аяте имущество выдвинуто впереди души. А в другом аяте – «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай» душа опережает имущество и в соотношении этих аятов заключена мудрость. Это означает, что душа стоит выше, чем имущество. В суре Ас-Сафф разъяснятся порядок заключения выгодной сделки – совершения джихада на пути Аллаха. В самом деле, на джихад следует приложить все усердие и старание. Имущество же является основой войны и снабжения войск и оно опережает джихад оружием, потому что имуществом покупается оружие, нанимаются наемники и снаряжают войско. Поэтому, когда вышли на джихад больные, немощные и бедняки, не способные снарядить самих себя, Всевышний оправдал их от участия в джихаде, а также их оправдал и Посланник (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сказал: «Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования. … Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования» Ат-Тауба, аяты 91-92. Те же, кто неспособен нести оружие – женщины, немощные, могут вести джихад своим имуществом. Как сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто снарядил бойца, тот сам участвовал в походе».

Перевод текста: Джамаат Булгар

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here