Советы мухаджирам о порядке расходования имущества

0
300

Один брат попросил написать статью, о порядке расходывания имущества, так как многие мухаджиры говорят, что выйдя на хиджру, у многих имущество, которое они привезли с собой быстро заканчивается, потому что с непривычки на новом, необжитом месте появляется много неожиданных расходов. А у многих на родине был стабильный доход и предсказуемый расход. А здесь катиба может то дать денежную помощь, то не дать в течении нескольки месяцев по определёным причинам и бывает, попадаешь в стеснительное положение.

1. До того, как выйти на хиджру, постарайтесь по максиму продать всё свое имущество, чтобы потом не сожелеть. Многие братья, которые по милости Аллаха, смогли продать всё своё имущество на ватане, ещё долго жили на эти деньги и расходовали их на пути Аллаха, надеясь на Его прощение. И даже после шахады братьев, их дети ещё долго жили и живут на эти деньги.

2. Доехав до благословенных земель хиджры и джихада, не нужно делать необдуманные покупки. Это касается как оружия: когда брат увидев красивое оружие под впечатлением и эмоциями хочет купить его, не осозновая, подходит ли оно для него и будет ли он им усердно заниматься, пока не достигнет успеха в овладении им. Много братьев покупали дорогостоящие снайперские винтовки, которые требуют полноценного старания и труда для овладении ими, а братьям не хватало терпения, и они оставляли эту затею. Хорошо, если им удавалось продать эту винтовку за ту же цену. Поэтому, нужно пройти полноценный муаскар в котором амиры помогут определить наши способности к определенной военной профессии и подскажут, какое купить оружие и снарежение к нему.

И также надо помнить достоинства того, кто воюет именно своим имуществом. Имам Бухари приводит достоверный хадис в своем сборнике, что Абу Са’ид аль-Худри,(р.а) сказал: «Было сказано: «О Посланник Аллаха, кто из людей лучше всех?», и сказал Посланник Аллаха صلي الله عليه و سلم:
«Верующий, который сражается на пути Аллаха своей душой и имуществом», (2786). Поэтому посоветовавшись с теми кто давно на джихаде и имеют опыт, прочитав истихару, нужно положившись на Аллаха купить себе и своей жене оружие для самообороны (покупка оружия для самообороны жены, это отдельная тема, которую, ин шаа Аллах, мы разберем в будущем), твёрдо решив, что будешь воевать на пути Аллаха, возвеличивая слово Его, надеясь тем самым достигнуть довольство и прощение Всевышнего и Всепрощающего Аллаха.
А так же, если есть возможность, надо купить себе коня, в виде машины или мотоцикла. И здесь тоже нужно решить для чего они тебе нужны: ездить на рибаты, или делать хизмат семьям, или просто мобильно передвигаться. Нужно посоветоваться с компетентными в этом вопросе братьями, прочитать истихару и покупать.

3. После того, как вы купили себе оружие, коня и обустроили семью, не впадая в роскошь, но и не оставив их без самого необходимого, нужно примерно расчитать, сколько вам заходит денег, и сколько у вас осталось, и сколько вам нужно в среднем на неделю для обеспечения семьи. В рационе должно присутствовать обязательно мясо домашней скотины, а не фермерской бройлерной курицы, которая выращена на химдобавках, от которой будет только вред вашему здоровью. Да, она дещевле, но в конце вы можете потратиться больше на лечении. Можете вместо 1 кг бройлера купить на ту же сумму рыбы или мяса домашней скотины. Мясо должно обязательно присутствовать в нашем, хоть не в повседневном, но хотя бы в еженедельном рационе, ведь мы и наши семьи должны быть в хорошем самочуствии и бодрости. Бывало, что нужно сделать рывок через горы с детьми на руках при экстренных, непредвиденных случаях, а Аллах наш Помошник и Покровитель.

Что касается фруктов и овощей, то как сказал имам ибн аль-Каййим, нужно употреблять именно те продукты, которые растут в той местности, в который вы живёте. Аллах закладывает в них те вещества и витамины, которые нужны для жизнедеятельности в той местности. И нужно больше брать те продукты, которые по сезону, они и дешевле и свежее.

4.В те трудные моменты, когда Аллах испытывает нас потерей имущества или нехваткой, то нам в первую очередь, надо приучить себя к обращению к Аллаху с мольбой и поминанием именно тех соответствующих просьбе имён Аллаха, как ар-Раззак (Кормящий), аль-Уаххаб(Дарующий), аль-Му’ты(Дающий), ар-Рахман(Милосердный ко всем Своим творениям) и т.д.

А так же делать те соответствующие дуа, которые приходят в Сунне Пророкаصلي الله عليه و سلم:

От Абу Саида аль-Худри,(р.а), передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), однажды пришёл в мечеть и увидел там человека, которого называли Абу Умама. Пророк (мир ему и благословение) спросил у него: «О Абу Умама, почему я вижу тебя в мечети, не во время намаза?» Абу Умама ответил: «Заботы и долги охватили меня, о Посланник Аллаха». «Научить ли тебя словам, из-за которых Всевышний избавит тебя от забот и долгов?» — спросил Пророк. «Научи, о Посланник Аллаха», — сказал Абу Умама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Перед сном и после пробуждения ото сна говори:

اللهم إني أعوذ بك من الهم والحزن وأعوذ بك من العجز والكسل وأعوذ بك من البخل والجبن وأعوذ بك من غلبة الدين وقهر الرجال. قال: فقلت ذلك فأذهب الله عز وجل همي وقضى عني ديني
«Аллахумма инни а’узу бика мина ль-хамми ва ль-хузни ва а’узу бика мин аль- ’аджзи ва ль-касали ва а’узу бика миналь бухли ва ль-джубни ва а’узу бика мин гъалабати-ддайни ва къагьри-рриджал».

«О Аллах, я прошу Твоей защиты от забот и печали, прощу защиты у Тебя от немощности и лени, также прощу защиты у Тебя от скупости и жадности, от того, чтобы долги одолели меня, и от насилия людей». Абу Умама говорил: «Я сказал эти слова, и Аллах избавил меня от забот и возместил мои долги». (Абу Дауд)

Также Ибн ‘Абу Ддунйа передает хадис от Му’аза ибн Джабаля:

«Пожаловался я Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), что у мне есть долги. Он спросил меня: «О Му’аз, хочешь ли ты освободиться от долгов?». «О да!» — ответил я.

Тогда он прочитал мне айаты».

Это были айаты 26 и 27 из суры Ал-и ‘Имран:

ُقُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاءُ وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاءُ وَتُعِزُّ مَن تَشَاءُ وَتُذِلُّ مَن تَشَاءُ ۖ بِيَدِكَ الْخَيْرُ ۖ إِنَّكَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ (٢٦) تُولِجُ اللَّيْلَ فِي النَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ ۖ وَتُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ ۖ وَتَرْزُقُ مَن تَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ (٢٧)

[الجزء: ٣ | آل عمران (٣)| الآية: ٢٦- ٢٧]

«Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Скажи: «О Аллах, Властелин всего сущего! Ты даруешь, кому пожелаешь, и отнимаешь, у кого пожелаешь. Все происходит по твоей воле; возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Ты даешь всё благо. Воистину, Ты над всем сущим властен. Ты удлиняешь ночь, укорачивая день, и удлиняешь день, укорачивая ночь. Ты делаешь мертвое живым и живое – мертвым, (семена превращаешь в растения, а растения в семена, косточку фиников в пальму, а из пальмы финики и т.д), и даруешь, не считая, удел, кому пожелаешь». (3:26-27)

Му’аз ибн Джабаль продолжал: «И затем (Посланник) добавил молитву (ду’а):

رَحْمنَ الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَرِحِيمَهُمَا تُعْطِي مَنْ تَشَاءُ مِنْهَا وَتَمْنَعُ مَنْ تَشَاءُ ، ارْحَمْني رَحْمَةً تُغْنِيني بِهَا عَنْ رَحْمَةِ مَنْ سِوَاكَ
«Рахману ддунйа ва ль-ахрати ва рахимухума, ту’ти ман ташау минха ва тамна’у манн ташау, ирхамни рахматан тугнини биха ’ан рахмати манн сивака».
«О Милостивый этого мира и мира грядущего, о Аллах, Милосердный, дай мне от Себя и сними с меня долги!».
Прочитав это, он (мир ему и благословение) сказал: «Если даже ты будешь должен кому-то все золото мира — ты все равно освободишься от долга!».

Во-вторых, мы должны делать возможные причины, как сахабы: они делали и джихад и вели в свободное время торговлю и т.д.
Мы тоже не все 24 часа находимся на рибатах и в боях. Некоторым братьям, которые постоянно заняты рибатами и делами джихада, Аллах даёт пропитание посредством трофеев или другими путями, но не все на это способны, поэтому они должны искать другие пути решения вопроса, а не ждать, пока откуда-то всё это появится.

Но не должен получиться и обратный эффект, когда некоторые разочаровавшись в катибах, полностью занялись торговлей, оставив рибаты и дело джихада в забвении. Это всего лишь испытание Аллаха, которым Он испытывал и тех, кто был до нас. И нет, хвала Аллаху, в наше время таких испытаний голодом, чтобы приходилось завязывать камень на живот или чтобы приходилось по очереди с женой одевать одну и ту же одежду из-за отсутствия другой, или во время коллективной молитвы в суджуде прижиматься, чтобы из обветшавшей и короткой одежды не виден был аурат.

5. Нужно давать садаку, даже если она небольшая, все мы знаем аят в суре Тауба о верующем, который дал пол финика на путь Аллаха, а мунафики высмеивали его.
Ведь что-то небольшое, данное искренне, Аллах может возместить уже в этом тленном мире чем-то бОльшим.

А чтобы понять, как нужно расходовать, то советую прочитать следующий аят, с тафсиром ас-Са’ди на него.

وَلَا تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَىٰ عُنُقِك وَلَا تَبْسُطْهَا كُلَّ ٱلْبَسْطِ فَتَقْعُدَ مَلُومًۭا مَّحْسُورًا

НЕ ПОЗВОЛЯЙ СВОЕЙ РУКЕ БЫТЬ ПРИКОВАННОЙ К ШЕЕ И НЕ РАСКРЫВАЙ ЕЕ ВО ВСЮ ДЛИНУ [НЕ БУДЬ СКУП И НЕ БУДЬ РАСТОЧИТЕЛЕН], А НЕ ТО СЯДЕШЬ ПОРИЦАЕМЫМ И ОПЕЧАЛЕННЫМ.

Не будь скупым и не воздерживайся от пожертвований, но и не расходуй материальные блага на ненужные цели или в чрезмерном количестве. А если ты станешь поступать так, то окажешься порицаемым и опечаленным. Тебя будут порицать за содеянное, и ты будешь раздосадован тем, что больше не владеешь материальными благами. А это значит, что ты не только лишишься богатства, но и не заслужишь доброй похвалы.

Предписание раздавать пожертвования родственникам относится к тем, кто достаточно богат для того, чтобы делать пожертвования. Если же человек беден или временно испытывает материальные трудности, то Всевышний Аллах повелел ему отказывать в милостыни самым прекрасным образом.

О раб Аллаха! Если ты отказываешь людям в пожертвовании и предлагаешь им обратиться к тебе в другой раз в надежде, что к тому времени Аллах поправит твое материальное благосостояние, то будь добр к тем, кто обратился к тебе за помощью. Обещай им оказать помощь, когда у тебя появится такая возможность, и извинись перед ними за то, что ты лишен такой возможности в настоящее время. Поступай так для того, чтобы они расстались с тобой со спокойной душой. По этому поводу Всевышний сказал: «Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек» (2:263).

Проявляя милосердие к Своим рабам, Всевышний Аллах повелел им надеяться на получение от Него щедрот и пропитания, потому что ожидание милости Аллаха само по себе является поклонением. Обещание раздать милостыню и сделать доброе дело, когда представится такая возможность, также является поклонением, ибо твердое намерение совершить добрый поступок уже является добрым поступком. А это значит, что человеку следует совершать любые посильные благодеяния и иметь твердое намерение совершить благодеяния, на которые он не способен в настоящее время. За это он получит вознаграждение, и, может быть, Аллах даже облегчит ему благие начинания. Тафсир ас-Са’ди (Аль-Исра, аят 29).

АбдульХафиз Булгари


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here